ЦЕННОСТИ ИСЛАМА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Главными ценностями ислама несомненно является иман — вера в
Всевышнего Аллаха и Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), затем
ибадат – поклонение Всевышнему, затем хуснуль-хулук – Благонравие. Но
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в известном хадисе
говорит:
«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав».
Почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), выделил
из этих ценностей благонравие, хотя вера и поклонение стоят на первом
месте? Потому что, вера и поклонение мусульманина приносит пользу
только ему самому, а благонравие приносит пользу не только ему, но и
окружающим его людям и всему миру (творениям Всевышнего). И
Всевышний Аллах в Коране говорит о качествах богобоязненных:
«(Богобоязненные это те) которые расходуют (свои имущества) (ради
довольства Аллаха) и в радости и в горе, сдерживают (свой) гнев
(проявляя терпение) и прощают людям (когда им причиняют обиду). И
Всевышний Аллах любит творящих добро». Т. е. добродетель
проявляется в поклонении Творцу и добром отношении к творениям.
Тот, кто совмещает в себе богобоязненность и благонравие, тот
исполняет права Аллаха и права Его творений, и этим заслуживает вход в
Рай. Сообщается от Абу Хурайры, что посланника Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) спросили о том, что больше всего способствует
вхождению людей в Рай? И он ответил: «Боязнь перед Аллахом и благой
нрав».
Мы нередко можем наблюдать, как современный верующий
существенно не отличается от неверующего по мировоззрению и
нравственному поведению, он способен на обман, воровство, подлость,
коррупцию, не отказывается от удовольствий и радостей жизни, но
2
выделяется внешними религиозными атрибутами: молится, посещает
мечеть, соблюдает религиозные обряды.
То, что, поклонение не принесет пользы человеку в загробном мире,
если оно не станет основой для совершения добрых дел и очищения от зла
следует из хадиса переданного имамом Ахмадом: Один человек спросил
пророка: «О посланник Аллаха! Воистину, та женщина известна своим
усердием в совершении молитвы, в соблюдении поста и раздачи милостыни,
однако у нее есть недостаток – она своим языком доставляет неудобства
соседям». Пророк ответил: «Она из обитателей ада». Здесь мы видим
прямую связь нравственности и благополучия в загробной жизни. Еще
показательней в этом отношении следующий хадис: «Если в человеке есть
следующие три качества, то он является лицемером, даже если он
постится, молится, совершает хадж и заявляет что он мусульманин:
лжет, когда говорит, нарушает обещание, когда обещает и предает,
когда ему доверяют».
Ислам сочетает в себе многие человеческие добродетели, четко
сформулированные этические нормы, касающиеся и личного поведения
верующих, и их социальной ответственности. Необычайно высоко в исламе
поднято значение семейного воспитания, чуткого отношения детей к
родителям. Всячески поощряется в исламской этике: добрососедство,
помощь нуждающимся, милосердие ко всем несчастным и обиженным.
Прогрессивное развитие общества, его благосостояние зависят не
только от материального уровня общества, но, прежде всего, от его
духовного развития, от нравственного совершенствования людей. В связи с
этим особую значимость приобретает нравственная закалка подрастающего
поколения, формирование его нравственного сознания и нравственного
поведения.
В условиях экономической, политической нестабильности российского
общества, сохранение духовности, культуры, морали, без религии
затруднительно. Так, как только страх перед Богом, мысль об
3
ответственности за свои деяния перед Всевышним, который представляет
собой высшего Судью, и перед которым все будут отвечать, позволяет
держать личность в рамках нравственности.
Одними из первых в России необходимость использования
нравственного и культурного потенциала религии в воспитании
подрастающего поколения осознали в Ингушетии. В 90-е гг. республика
находилась в сложной общественно-политической и экономической
обстановке, обусловленной тем, что количество беженцев после осетиноингушского конфликта и двух чеченских войн превышало количество
коренного населения республики. Ситуация усугублялась попытками
идеологов и проповедников радикальных течений распространять свои идеи
среди молодежи. Понимая, что идею нельзя победить силой, а только
противопоставлением ей другой идеи, съезд народов республики предложил,
а руководство республики поддержало введение преподавания курса
«Истории религий» во всех общеобразовательных организациях региона.
Задача курса заключалась не столько в обучении канонам ислама,
сколько в духовно-нравственном воспитании учащихся. Основной целью
курса являлось формирование у подрастающего поколения межкультурной и
межрелигиозной компетентности, развитие терпимости и открытости по
отношению к другим людям. Также было учтено, что обучение детей
благонравию — это еще и обучение их родителей. Потому что, часто у детей
по тому или иному поводу возникают внутрисемейные дискуссии по
нравственной теме.
Курс «История религий», по отзывам самих учеников, предмет
интересный, познавательный. На уроках дети активны, много обсуждают,
делятся наблюдениями из жизни, делают важные для себя выводы, учатся
размышлять о добре и зле, оценивать нравственные поступки. Очень хорошо
воспринимают темы по этикету, самостоятельно ищут материал к урокам,
готовят и разыгрывают сценки. Педагоги успешно применяют современную
методику и формы обучения, с использованием инновационных технологий,
4
на своих занятиях стараются привить детям любовь к Родине, к людям
разных вероисповеданий, воспитывают их в духе патриотизма.
Результаты ежегодно проводимых социологических опросов
показывают, что склонность к экстремизму и терроризму, наркоманию и
алкоголизму у учащихся не наблюдается, что свидетельствует, в том числе
об успешности внедрения данного курса.
Достигнутые результаты, а также последующее введение во всех
общеобразовательных организациях России курсов ОРКСЭ (Основы
религиозных культур и светской этики) и предметной области ОДНКНР
(Основы духовно-нравственной культуры народов России) подтвердило
правильность решения, принятого руководством республики в столь
сложный период.
Среди предлагаемых модулей по ОРКСЭ и ОДНКНР в Ингушетии
родители в основном выбирают модуль «Исламская культура». К
преподаванию этих курсов у нас в республике привлекаются выпускники
Исламского института, имеющие и педагогическое образование. Педагоги
без религиозного образования не могут в полной мере раскрыть религиозную
культуру, объяснять, что, истинная вера — это не только религиозные
обряды, что тоже очень важно, но и нравственность. Сегодняшняя наша
молодежь нравственные ориентиры получают через религию Ислам. Поэтому
тему, которую раскрывает педагог с религиозным образованием, более
интересна и насыщена фактами и примерами из религиозной практики, чем
тема, которую объясняет педагог незнакомый с этой культурой. Более того
нравственные качества через призму религии молодежь воспринимает
лучше.
Также, помимо вышесказанного, для решения проблемы духовнонравственного воспитания, Фонд поддержки исламской культуры, науки и
образования президента Российской федерации предложил Исламскому
институту проект издания сборника проповедей на русском и арабском
языках, направленных на формирование общероссийской гражданской
5
идентичности. Эти проповеди будут читаться не только имамами во время
коллективной молитвы по пятницам, но и могут применяться широким
кругом читателей и педагогической общественности, в качестве руководства
для правильного нравственного поведения и воспитания подрастающего
поколения.
Проректор по учебно-воспитательной работе
Сунженского исламского института А.А. Аушев.

Tags:

Comments are closed

Latest Comments

Нет комментариев для просмотра.